Category: психология

Category was added automatically. Read all entries about "психология".

Перечитывая Шнарха

Эволюция пишет о том, что людей плющит в дисбалансе (и в дефолте), и то, и другое вытекает из эмоциональной зависимости. Шнарх пишет о том, что людей - в супружеских или длительных моногамных - отношениях плющит в эмоциональной зависимости, доходящей до эмоциональных тупиков (emotional gridlocks; кстати, у меня подозрение, что дефолт и gridlock имеют много общего). Эволюция всем рекомендует развивать "внутренние опоры" как способ противостоять зависимости, Шнарх пишет о том, что надо "держаться за себя" (hold onto oneself или yourself - обращаясь к читателю).

Holding onto oneself - держаться за себя/опираться на себя/заниматься собой (а не с партнёром ругаться) - состоит из двух частей. Себя успокаивать (self-soothe). А так же себя конфронтировать (? self-confront). То есть при конфликте с партнёром находить в себе ... в общем-то, недостатки (благо у кого их нет), которые этот конфликт "высвечивает", и стараться их исправить. Не для того, чтобы под партнёра получше прогнуться, а для того, чтобы иметь возможность самому себя уважать.

Collapse )

Про похвалу

Недавно в моем любимом сообществе обсуждался вопрос о похвале. И мне пришла в голову мысль.

Исходя из определения самооценки, которое придумал американский психолог Nathaniel Branden, а он определил ее как состоящую из двух компонентов, если их обозначить совсем коротко, получится "Я Окей" (я имею право на существование. я достоин/заслуживаю того, чтобы мне было хорошо, имею право на счастье) и "Я Могу" (справляться с теми задачами, которые передо мной встают по жизни).

Так вот, в идеале, ребенок получает от родителей сообщение "Ты Окей" (ты для нас важен, мы рады, что ты у нас есть и т.п.), то есть фундамент самооценки у него есть за просто так, а похвала - ты молодец! - это то, что относится ко второй части, к "Я могу", я сделал, я справился. Ему и самому приятно, что он справился, и родителям тоже приятно, что он справился, ура!

Collapse )

Хочется сохранить на память

из ЖЖурнала evo_lutio

Зацепи слабого человека, и он будет бегать за тобой, в ярости или в страсти, но не сможет оторваться. А если сделать неприятно сильному, он дистанцируется.
Поэтому эмоции сильный человек обязательно переживает, он по этим эмоциям ориентируется, как выбрать наиболее полезную ситуацию для себя, полезную для своего роста. отсюда

Вот Вы озвучили это, а это очевидно только когда есть энергия. Когда нет, все наоборот. <....>. Практически тест на хорошее состояние. <.....> Если есть силы не делать то, что доставляет неприятные эмоции, значит энергия есть. Если наоборот, в поле дырки, и сил очень мало. отсюда

Collapse )

"Две составные части и шесть источников" самооценки.

Оказывается!! в Штатах!! есть человек, психотерапевт, Nathaniel Branden, который уже много лет очень серьезно и вдумчиво занимается вопросами самооценки и пишет книги о своих изысканиях. Одну из книг - The Six Pillars of Self-Esteem (на русский язык переведено название - "Шесть столпов самооценки" - но сама книга, похоже, пока нет.) я взяла в библиотеке в начале года и некоторое время упоенно ... листала. У меня в последнее время почему-то сделалось плохо со способностью читать книги от начала к концу, не пропуская середину. Я открываю книгу где получится, некоторое время читаю подряд, а потом открываю где-нибудь еще. В результате некоторые куски я перечитываю по нескольку раз, зато другие не вижу вообще.

Обсуждение вопроса о том, что понимается под самооценкой и почему, занимает довольно много страниц. В ходе этого обсуждения дается несколько промежуточных определений, а потом автор приходит к окончательному. У меня сейчас перед глазами книжки нет, но одна из версий того, как Branden определяет самооценку, это "the disposition to experience oneself as competent to cope with the basic challenges of life and as worthy of happiness" (взятая из англ. Википедии цитата из книжки Брэндена). То есть самооценка по Брэндену, грубо говоря, состоит из двух частей:
--- "я могу" (справляться с теми задачами, которые передо мной встают по жизни)
--- "я хороший" (я достоин/заслуживаю того, чтобы мне было хорошо, имею право на счастье)
Collapse )

Чего только не встретишь в нашем пруду (С)

Несколько дней назад мы с дядечкой-психологом общались на тему того, что мне было бы ну очень здорово заниматься EFT дома регулярно, в смысле каждый день, а я этого почему-то никак не делаю.

То есть сначала, когда-то давно, еще до обращения к дядечке, я этого не делала потому, что в EFT не очень-то верила, то есть, головой, вроде, верила, а всем остальным как-то нет. Ну и вдобавок потому, что боялась ошибиться - выбрать себе "неправильную" тему для занятий. На сегодняшний день с этими двумя проблемами проблем, извините за тавтологию, гораздо меньше. И я ведь стала гораздо больше делать EFT, и с дядечкой, и сама по себе, особенно в машине. И даже иногда дома тоже, но вот регулярности, ежедневности нету.
Collapse )

Меня постиг успех :-)))

Недавно я вдруг обнаружила, что меня постиг некоторый успех. Как будто я шагнула на ступеньку выше. С плеч свалился кусок тяжести, отчего плечи даже слегка расправились. И почти неделю длилась эйфория. Правда, потом эйфория кончилась :-((. И наступили будни. Но уже на новой ступеньке.

Мне очень помогли идеи NVC (Ненасильственного Общения). Ну и BSFF тоже.

Первым, что я взяла для себя из NVC, была Collapse )

Пытаюсь изобрести свой способ делать EFT.

У меня масса "глобальных" проблем, которые требуют регулярно-многократного применения EFT для того, чтобы сдвинуть их с места. Я эн-ное количество количество раз пыталась написать себе на карточках фразы, "обычные" и "choices", дабы их потом прорабатывать, но как-то это у меня не шло. Пока я жду, что на меня свалится с неба специалист по EFT, который напишет фразы за меня, подкрепит их своим авторитетам, а я буду по ним делать EFT, мне пришел в голову способ, который может быть мне подойдет.
Collapse )

S-L-O-W EFT

Разновидность EFT, которую предложила Silvia Hartmann-Kent.

Может подойти для самостоятельной работы над сложными, запутанными, многоаспектными проблемами.

Примеры таких сложнозапутанных проблем это "деньги", "счастье", "мама", "папа"; название болезни, чье-то имя, собственное имя. У меня это явно "сладкое".
Слово, которое вызывает массу ассоциаций, мыслей, воспоминаний, так что можно тут же придумать сотню "вступительных фраз" (opening statements). В такой ситуации, при самостоятельной работе может быть практически невозможно определить, за какой конец хвататься, с какого места начинать. Collapse )