Волшебник-Недоучка (eft_student) wrote,
Волшебник-Недоучка
eft_student

Categories:

Интересные мысли, в данном случае из книги М. Фельденкрайза

....под названием "Сознавание через движение: двенадцать практических уроков"
пересказывать своими словами, пожалуй, поленюсь, приведу цитату

Четыре компонента действия

Образ себя состоит из четырех компонентов, участвующих в каждом действии. Это движение, ощущение, чувство и мышление. Доля каждого компонента в том или ином действии различна, поскольку и люди, выполняющие действие, отличаются друг от друга, но в какой-то степени каждый компонент присутствует в любом действии.

Например, для того чтобы думать, человек должен бодрствовать и знать, что он бодрствует, а не спит; он должен ощущать свое физическое положение относительно поля тяготения. Таким образом, движение, ощущение и чувствование вовлечены в думание. (It follows that movement, sensing, and feeling are also involved in thinking.) Чувствуя себя сердитым или счастливым, человек должен находиться в определенной позе и в определенных отношениях к другому существу или объекту. (In order to feel angry or happy, a man must be in a certain posture, and in some kind of relationship to another being or object.) Таким образом, он должен двигаться, ощущать и мыслить.

Чтобы ощущать – видеть, слышать или воспринимать тактильные сигналы, – человек должен заинтересоваться, испугаться или заметить нечто, что его касается. То есть он должен двигаться, чувствовать и думать. Чтобы двигаться, человек должен использовать, по крайней мере, одно из своих чувств сознательно или бессознательно, что включает в себя чувства и мышление.

Если хотя бы один из этих элементов действия редуцируется до нулевого значения, само существование человека оказывается под угрозой. Трудно поддерживать жизнь даже короткое время безо всякого движения. Нет жизни, если существо лишено каких бы то ни было ощущений. Без чувств нет импульса жить; лишь чувство удушья заставляет дышать. Даже таракан долго не проживет без минимальной рефлексивной мысли.

Изменения фиксируются и превращаются в привычки

В действительности образ себя не остается постоянным. Он изменяется от действия к действию, и эти изменения постепенно становятся привычками, то есть действия постепенно обретают фиксированный, неизменный характер.

В начале жизни, когда образ только устанавливается, изменения часты и значительны. Новые формы действия, которые еще вчера были недоступны ребенку, быстро осваиваются. Например, ребенок начинает видеть через несколько недель после рождения; в определенный момент он учится стоять, ходить, разговаривать. Его опыт, вместе с наследственностью, медленно формирует индивидуальные способы стояния, ходьбы, речи, ощущений, слушания и выполнения всех остальных действий, из которых состоит человеческая жизнь. И хотя со стороны жизнь одного человека может быть очень похожей на жизнь другого, при близком рассмотрении они оказываются совершенно различными. Нам, следовательно, нужно употреблять слова и понятия таким образом, чтобы они были более или менее одинаково применимы к каждому человеку.

дальше идут ещё главки (название жирным шрифтом,
а текст я привожу или не привожу чисто по настроению)

Как формируется образ себя         <.......>


Индивидуальное и социальное действие

Новорожденный ребенок не может делать практически ничего из того, что он будет делать как взрослый член человеческого общества; но он может делать практически все, что делает и взрослый человек-индивид: он может дышать, есть, переваривать пищу, выделять ненужное; его тело может совершать все биологические и физиологические процессы, кроме полового акта. In the beginning, sexual activity remains confined to the individual sphere. Впрочем, сейчас полагают, что взрослая сексуальность также развивается из ранней детской аутосексуальности, что позволяет объяснить многие неадекватности в этой сфере тем, что индивидуальная сексуальность недостаточно развилась в социальную.

Контакт с внешним миром

Контакт новорожденного с внешним миром устанавливается, в основном, посредством губ и рта; так он узнает свою мать. Он начинает помогать руками губам и рту и познает на ощупь то, что уже знает губами и ртом. Потом он постепенно обнаруживает различные части своего тела и то, как они соотносятся друг с другом, и таким образом формируются первые представления о расстояниях и пространстве. Время открывает ему себя в координации процессов дыхания и глотания, которые связаны с движениями губ, рта, челюстей, ноздрей и прилегающей к ним области.

Образ себя в двигательной области коры головного мозга         <.......>

Каждая новая функция изменяет картину

Если мы посмотрим, как выглядит та же картина у ребенка, который уже научился ходить, и у ребенка, который уже научился писать, мы получим совершенно иные функциональные образы. Губы и рот все еще будут занимать значительное место, поскольку добавилась функция речи, использующая язык, рот и губы. Появляется новая значительная область, связанная с большими пальцами, причем область, связанная с правым большим пальцем, значительно превосходит связанную с левым. Большой палец принимает участие практически в каждом движении руки, в особенности при письме, так что область, соответствующая большому пальцу, превосходит те, которые соответствуют другим пальцам.

Мышечный образ в моторной части коры головного мозга у каждого индивида уникален </b>         <.......>

!!!!!!! Образ себя меньше, чем ваши потенциальные способности         <.......>

Достижение ближайших целей имеет негативный аспект

Негативный аспект стремления к достижению лишь ближайших целей состоит в том, что, научившись достигать их, мы перестаем учиться чему-либо еще. Так, например, мы перестаем учиться говорить, как только наша речь становится более или менее понятной; в то же время тот, кто хочет научиться говорить с ясностью и выразительностью актера, обнаруживает, что этому необходимо посвятить несколько лет и лишь тогда удастся приблизиться к максимальному использованию своего потенциала в этой области. Процесс ограничения собственных способностей и возможностей заставляет человека обходиться пятью процентами своего потенциала и не замечать, что его развитие прервано. Ситуация еще более усложняется из-за запутанных отношений между ростом и развитием индивида с одной стороны и культурой и экономикой общества, в котором мы развиваемся, – с другой.

Образование, как правило, привязано к окружающей обстановке         <.......>

Минимального развития индивида достаточно для удовлетворения потребностей общества         <.......>

Неполное развитие и удовлетворение достигнутым – это порочный круг

В свете сказанного очевидно, что большинство людей использует лишь небольшую часть своих потенциальных способностей; меньшинство, которое превосходит большинство, получает возможность использовать свой потенциал не благодаря более высоким способностям, а потому, что эти люди научились использовать большую часть своего потенциала. Нужно, разумеется, иметь в виду, что нет двух людей с одинаковыми потенциальными способностями. Как же создается порочный круг, ограничивающий человеческие способности, и в то же время дающий человеку основание чувствовать удовлетворение от собственных ограничений? It is a curious situation

Физиологические процессы, препятствующие развитию         <.......>

!!!!! Человек оценивает себя в соответствии с тем, насколько он ценен для общества         <.......>

Оценка ребенка по его достижениям лишает его спонтанности

В самые ранние годы ребенка ценят – во многих случаях, по крайней мере, – не за его достижения, а просто за то, что он такой, какой есть. В тех семьях, где это так, ребенок развивается в соответствии со своими индивидуальными склонностями и способностями. А в тех семьях, где ребенка оценивают по его достижениям, ребенок рано теряет спонтанность. Такие дети становятся взрослыми, не пережив отрочества. Такие взрослые время от времени бессознательно жаждут отрочества, которого им не хватило, жаждут найти в себе те инстинктивные способности, которым они не дали развиться в юности.

Действие становится основным средством самосовершенствования

Признание собственной ценности важно в начале работы над собой, но, чтобы добиться реальных улучшений, нужно поместить его на второй план. Пока самооценка не перестанет быть основным мотивом, никакое улучшение не сможет удовлетворить индивида. В действительности, по мере того как человек развивается и совершенствуется, центр его интересов перемещается на то, что и как он делает, и менее важным становится вопрос, кто это делает.

Трудно изменить привычный способ действий         <.......>


Человек не осознает многие части своего тела         <.......>


-------------------------------------------------

....... ну и на этом я всё-таки тормозну; хотя там дальше тоже интересно
по-моему, очень круто!


Subscribe

  • если вы понимаете английскую речь,

    у вас есть энное количество свободного времени в ближайшие дни и вас интересует более здоровый образ жизни и самопомощь в вопросах здоровья, то…

  • интересная мысль

    ну то есть идея, что в каждом человеке есть и Мужское, и Женское Начала, в разной степени развитые или не развитые, это ладно, это я как бы уже…

  • Что, если каждый человек без исключения....

    .... рождается на свет щедро одарённым (Природой ли, Богом ли, Мирозданием ли) в одной или сразу нескольких разных областях? только одним людям…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments