Волшебник-Недоучка (eft_student) wrote,
Волшебник-Недоучка
eft_student

Category:

надо же, какая интересная мысль (про Внутреннего Критика)

мысль о том, что где-то в районе года-полутора от роду, уже самоходный и чрезвычайно любознательный ребёнок начинает регулярно слышать слово "нет", подкреплённое теми или иными действиями со стороны взрослых - последствиями; последствия бывают неприятными, а у ребёнка, как у всякого нормального человека, имеется стремление неприятного избегать; психологи, рассматривающие устройство человека со своей психологической колокольни, говорят о формировании у человека защитных частей (а может быть субличностей);

в общем, гипотеза состоит в том, что Критический голос начинает развиваться в чрезвычайно нежном возрасте, когда одна из основных опасностей, от которых он защищает ребёнка - это опасность остаться без любви, гарантирующей ему заботу и уход со стороны взрослых в тот период, когда сам о себе он позаботиться очевидно не может;
опасность гораздо более страшная и ужасная, чем шлепки и прочие наказания; причём намёком на такую опасность/сигналом о ней может в некоторых случаях быть просто неодобрительная мимика со стороны родителя; дети такие вещи прекрасно замечают и ощущают - на эфемерном уровне;
развитие этого голоса происходит в течение довольно продолжительного времени и годам к четырём этот голос становится достаточно отчётливым и узнаваемым;

выходит, что Внутренний Критик - это своего рода
диссоциированная часть,
оставшаяся, остановившаяся,
как и положено диссоциированной части,
на уровне развития человека на момент своего отщепления

в четыре года у ребёнка
ешё невелик словарный запас,
но языковое развитие его сильно продвинулось;
по языковым возможностям (language capacity)
ребёнок этого возраста
не так уж сильно отличается от взрослого,

однако в этом возрасте
у ребёнка ещё вообще не начали
формироваться взрослые логика и рацио,
ребёнок приходит к выводам,
совершенно нелогичным с точки зрения взрослого,
который однако может проследить за рассуждением ребёнка;

мышление его находится на стадии
очень конкретного и чёрно-белого
ребёнок в четыре года не может понять,
что у правил бывают исключения и нюансы,
классический пример такого непонимания -
громко, возбуждённо, на весь автобус:
"мама, смотри, какая тётя толстая!"

и вдобавок ребёнку присущи
так называемое магическое мышление
и сложность с различением того,
что происходит у него в воображении,
а что - на самом деле,
например, ребёнок может решить,
что это он своими "нехорошими мыслями"
вызвал какие-то плохие события
и считать себя виноватым в них
(типа "я рассердился на папу и был очень злой,
поэтому папа попал в аварию")

так же ребёнок в этом возрасте
чрезвычайно эгоцентричен,
не в смысле эгоизма,
а в смысле полностью отсутствующей способности
мысленно встать на точку зрения другого человека;
то есть в совершено прямом и буквальном смысле,
если взять карточку, с одной стороны окрашенную в оранжевый цвет, а со второй - в синюю, встать напротив ребёнка, повернуть к нему карточку одной из сторон и спросить, какого цвета вторая сторона, на которую смотрит взрослый, ребёнок назовёт тот цвет, на который смотрит сам (это из опытов Пиаже; я, кстати, пока писала и думала, поняла, что у меня в этой ситуации идёт реакция "неправильно!!!" которая чрезвычайно мешала бы проводить эксперименты/исследования, ежели бы это я, а не Пиаже, решила бы заняться чем-нибудь подобным)

а из неспособности понять, осознать,
что у разных людей совершенно разные точки зрения,
чрезвычайно логично вытекает идея "чтения мыслей"
("я хочу этот красивый шарф; мама (или Глория) меня любит, а значит она конечно же знает, что я хочу этот красивый шарф)

исходя из периодизации нравственного развития Кольберга
ребёнок в четыре года находится на той стадии,
когда единственное, чем он руководствуется -
это одобрением/неодобрением/поощрением/наказанием со стороны взрослых
(Kohlberg's Stages of Moral Development;
не могу сказать, что это имя мне знакомо,
методы его изысканий подвергнуты критике,
тем не менее, разумное зерно там наверняка есть)

короче, страшный и ужасный Внутренний Критик
по своему уровню развития
практически в точности соответствует
нормальному, здоровому
четырёхлетнему ребёнку!!!!
Subscribe

  • из комментариев

    а вообще идея с присвоением — не присвоением радости интересная ) присваивает ли человек воздух, которым дышит, воду или солнечный свет? они ему…

  • и вдогонку предыдущему, тоже из комментариев

    кстати, с притяжением, оно же тяготение, оно же gravity, в каком-то смысле та же история-то мы же его тоже ни увидеть, ни пощупать, ни понюхать, ни…

  • вынесу-ка я из комментариев

    а то в Процессинге много всего, ищи их там потом свищи >> В материалистическом как раз смыслы находятся довольно просто: строительство…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments