Волшебник-Недоучка (eft_student) wrote,
Волшебник-Недоучка
eft_student

Category:

Процесс обучения.

Когда человек рождается, он почти ничего не умеет. Рождается с некоторым количеством безусловных рефлексов типа сосательного или хватательного. Или автоматического поворота головы в сторону, если его кладут на живот. А дальше идёт процесс обучения, процесс накопления и записи жизненного опыта, процесс создания огромного количества нейронных дорожек в мозгу.

Записывается то, что человек видит и слышит, то, что обоняет и пробует на вкус, ну и то, что ощущает - приятные и неприятные ощущения. Ощущение опасности или чувство умиротворения. Записываются впечатления от взаимодействия с родителями и прочими близкими людьми. А через них и об окружающем мире. И о себе. Поначалу, естественно, совершенно бессловесные.

Записываются собственные двигательные пробы, особенно успешные. Рука некоторое время мотается по лицу, а потом - хоп-па!- попала в рот. Оказавшийся во рту палец можно пососать - профит. Через энное количество итераций палец прекрасно отправляется в рот как только возникло желание/импульс его туда поместить. Нейронная дорожка образована и подкрепляется каждой новой удачной попыткой.

Вот что младенцу не лень, так это делать множество попыток, вне зависимости от того, привела попытка к успеху или нет. Он, к счастью ещё не научился думать в стиле "ну вооооот, у меня так не выхооодит" или там "у Петьки получается, а у меня нет, куда мне до Петьки". Махнул рукой в сторону висящей погремушки - не попал, махнул ещё раз - не попал, а потом - рраз! - махнул, попал и погремушка зазвенела! Надо скорее махать ещё раз. Если подумать, процесс вполне аналогичный процессу дрессировки животных, описанному в книге Карен Прайор "Не рычите на собаку". Только в одном случае источником поощрения служит дрессировщик, выдающий за "правильное" (желательное для себя) движение угощение, а во втором подкрепление предоставляет иногда "окружающий мир" (погремушка или родители), а иногда, наверное, ребёнку достаточно радости от собственного достижения. Каких-нибудь "поощрительных" гормонов-нейротрансмиттеров, выделяющихся оттого, что наконец-то удалось проползти несколько шагов и схватить интересующий предмет. Или подтянуться и встать на ноги в кроватке. Отпустить руки и удержать равновесие в положении стоя.

В этом процессе явно задействованы оценки. Но не оценки себя (хороший я или плохой, умный или глупый, успешный или неудачник и лох), а оценки того, получилось ли достичь цели. Удалось ли подползти к игрушке и её ухватить. Пройти от мамы до дивана и не плюхнуться на пол по дороге. Попала ли ложка с едой в рот или размазалась по щеке и до уха.

А ещё, оглядываясь назад, оказывается неважным, пошёл человек ещё до года или ближе к полутора годам, если сейчас - нейронные связи давно образованы, работают и вдобавок подкрепляются каждый раз в процессе работы - он прекрасно может ать-два, левой-правой дойти туда, куда ему нужно.

Аналогично не слишком важно, насколько ровными или кривыми получались палочки и крючочки в прописи в первом классе, насколько легко и быстро или тяжело и сложно вам далось это искусство, если сейчас вы можете легко и быстро записать то, что диктуют по телефону, или пришедшую в голову мысль, а потом прочесть и разобрать записанное. Другое дело, если разборчиво писать так и не научился и это представляет (или, скорее, представляло раньше, в доинтернетную эпоху) проблемы. Неважно, со скольких попыток, с одной или с пяти, удалось сдать экзамен по вождению автомобиля, если человек сегодня - водитель со стажем и чувствует себя за рулём уверенно.

Интересный момент вот какой. То, что человек многократно делает, то, как он обычно/регулярно себя ведёт, формирует его нейронную сеть. А то, какая сеть у него в голове на сегодняшний день сформирована (индивидуальная и неповторимая), определяет, "какой" это человек. Определяет его мысли и взгляды. Определяют его слова и поступки. Определяет его эмоциональные реакции, львиная доля которых возникает как отклик на его мысли про ситуацию, на его интерпретацию происходящего. Полуполный стакан у человека или полупустой, склонен он активно действовать или больше жаловаться на жизнь, определяется когда-то давно, вероятно в самые первые годы жизни, сложившимися нейронными дорожками в мозгу. Хотя на эти дорожки могут влиять и "яркие" события тоже, со знаком плюс и со знаком минус, сформировавшие те или иные "триггеры". А ещё оформленные в слова решения или выводы о себе и об окружающем мире, которые люди начинают делать параллельно с освоением родного языка.

Соответственно, если то, "какой" вы человек, вам самим не полностью нравится, имеет смысл учиться чему-то новому. То есть начинать регулярно совершать новые действия, говорить новые слова или думать новые мысли, создавая и укрепляя в мозгу новые нейронные дорожки.
Subscribe

  • я раздумываю о том....

    .... что каждый человек, обособленный и целый сам по себе, уникальный и ценный своей уникальностью, одновременно маленькая, малюсенькая…

  • забавная ассоциация

    с утра, наливая себе кофе, я подумала о том, что недостаточно дать человеку образование, нужно, чтобы он его ещё и получил (взял) тоже, однако в…

  • подумалось,

    что проблема-то вовсе не в том, что нехорошие цыганки, гнусные спамеры и мошенники в телефоне, злостные НЛП-шники, разнокалиберные гуру и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments