Волшебник-Недоучка (eft_student) wrote,
Волшебник-Недоучка
eft_student

Categories:

Разные типы внимания.

Недавно по наводке упомянутого раньше Matt Clarkson взяла в библиотеке книгу двух авторов, Les Fehmi, PhD (психология, исследования мозга) и Jim Robbins (журналист), The Open-Focus Brain: Harnessing the Power of Attention to Heal Mind and Body, очень интересную.

В начале книги пример из животного мира. Львица лежит и отдыхает, вполуха слушая происходящее вокруг, вполглаза посматривая, опять же, на происходящее вокруг. Её внимание рассредоточено. Но вот в поле внимания львицы появляется стая (или стадо?) газелей, одна из которых, допустим, хромает. Тут внимание львицы сужается, фокусируется, фиксируется на этой газели, которую требуется быстро поймать на ужин, а всё остальное, включая всех остальных газелей, отходит на второй план. Когда охота заканчивается, газель поймана, можно расслабиться, внимание львицы снова расфокусируется, рассредоточивается.

Внимание людей природой задумано так же, как и у львицы. Сильно сосредотачиваться, фокусироваться на какие-то непродолжительные отрезки времени, в случае опасности, ну или может быть охоты, и рассредоточиваться, расслабляться в остальное время. Аналогично тому, кстати, как стрессовая реакция организма задумана природой как очень временная. Даже не просто аналогично, а одно с другим весьма связано. При опасности требуется сконцентрировать внимание на том, чтобы её избежать, то есть узко-направленное внимание - это часть стрессовой реакции организма.

Однако мы живём в мире, в котором много чего происходит совершенно не так, как было "задумано природой". В том числе, детей достаточно рано и активно учат тому, что внимание нужно фокусировать. И дома учат, и в школе. Ну и в результате фокусировать внимание люди научаются довольно неплохо, а вот расслаблять, рассредотачивать внимание разучиваются, хотя, когда были ещё маленькими, прекрасно умели.

Да и вообще жизнь так устроена. Информация валит валом - требуется внимание, чтобы её обрабатывать. Проблемы возникли - нужно внимание, чтобы их решать. Ну и развитая с детства, за много лет укоренившаяся привычка держать внимание узко-сфокусированным имеет место. Проблема в том, что узко-направленное внимание, связанное со стрессовой реакцией, среди прочего, мешает расслабиться, мешает избавляться от стресса.

Les Fehmi, исследуя вопросы, связанные с вниманием, выделил две оси. Одна - это "суженное - рассредоточенное" внимание, narrow - diffuse.

А вторая вот какая. Обычно человек очень чётко отделяет себя от того, на что он смотрит, как бы есть он сам, а есть объект его внимания. Но бывает и так, что человек как бы "теряет ощущение себя", перестаёт чувствовать себя отдельным и то, чем он занимается отдельным, происходит как бы слияние. Видимо, такое ощущение слияния встречается в медитации, наверное, "потеря себя" происходит при попадании в "потоковые состояния". В общем, эта ось "объектное - погружённое", objective - immersed.

И тогда по двум осям получаются четыре квадранта, четыре сочетания. Одно из них - "узко-объектное" - внимание "жёсткое", используемое современными людьми гораздо чаще, чем остальные виды. Причём, если узко-объектно фокусироваться на проблемах или "неприятных" эмоциях, они как бы разрастаются и занимают практически всё пространство, так что с ними становится сложно что-то поделать. Неприятные телесные ощущения, включая боль, тоже усиливаются узко-объекто-направленным на них вниманием.

Размытое внимание - панорамное, трёхмерное, гораздо более мягкое. Примером может служить человек, гуляющий в лесу и одновременно воспринимающий вид деревьев и других растений, чувствующий запахи леса, слышащий пение птиц, постукивание дятла, шуршание в траве, может быть, ощущающий ветерок на коже, и не выделяющий ничего конкретного из этого общего целого.

Размыто-объектное внимание часто используется при совершении хорошо освоенных действий. Например, при вождении машины. Возможно, при игре в спортивной команде, когда требуется отслеживать много всего с разных сторон. При этом игрок может не погружаться в игру целиком, ощущая свою отдельность от всего остального происходящего. Дирижёр, управляющий оркестром, охватывает своим вниманием сразу много всего.

Ну и два вида погружённого внимания, размытое и узконаправленное. В качестве примера узко-погружённого Fehmi приводит рыбалку. Когда внимание рыбака полностью увлечено процессом, а происходящего вокруг человек и не замечает, да и себя не очень помнит. Или исследователь в лаборатории, увлечённо занятый своим делом так, что несколько часов пролетают незаметно. А размыто-погружённое у нас в повседневной жизни почти не встречается.

Open-Focus в названии книги обозначает состояние, при котором человек не просто легко переключается с одного типа внимания на другой, но и в котором разные типы внимания могут присутствовать, сосуществовать одновременно, то есть возможность на чём-то сфокусироваться, но так, чтобы окружающее пространство "не исчезало", а по-прежнему тоже оставалось в поле внимания человека. Впрочем, не могу сказать, что я хорошо понимаю, как это ощущается.

Когда внимание не полностью сужается при разговоре с кем-то, человек может слушать, то, что говорит второй, и слова, и интонации, замечать мимику и прочие невербальные сигналы, а так же одновременно с этим ощущать своё тело, держать в поле внимания свои собственные мысли и реакции на то, что говорит человек. Я, между прочим, долгое время думала, что в NVC внимание переключается от говорящего к себе и обратно, туда-сюда, многократно в течение одного разговора, действительно представляя внимание как нечто весьмя узкое. А оказываетя, это не обязательно так.

Когда внимание не полностью сужается, какая-то эмоция, пусть даже сильная и неприятная, закрывает собой не весь горизонт, а оказывается частью более крупной картины, и воспринимается гораздо спокойнее. Причём "крупность" этой картины можно регулировать, "расширяя, размывая" своё внимание до размеров комнаты или целого дома или ещё дальше. "Быть с" своими эмоциями, "проживать" свои эмоции при "открытом" внимании становится гораздо легче, не происходит "эмоционального затопления".

Les Fehmi разработал ряд упражнений, направленных на тренировку размытого, раскрытого внимания. Интересно, что большое количество этих упражнений связаны с воображением (пустого) пространства, то есть чего-то такого, где вниманию "не за что зацепиться", и поэтому ему приходится поневоле начинать расслабляться ("ослаблять свою хватку"). В книге приводятся примеры нескольких упражнений. В самом первом читателю предлагается читать книгу, одновременно замечая пространство между лицом и книгой. А так же между строчками с словами. И по бокам от книги и от себя.

Ещё в одном упражнении вместо команд в побудительной форме, вместо инструкций, что надо сделать, задаются вопросы: "можете ли вы вообразить....?" или даже "могли ли бы вы вообразить ...? " И в одном из первых таких вопросов предлагается вообразить (imagine) пространство (или расстояние) - между собственными глазами. И между своими же ушами. И в поле внимание сразу попадают ощущения в своём же теле, которые обычно совершенно не чувствуются, потому что внимание занято чем-то совсем другим. Ну и там ещё много таких инструкций-вопросов. От разнообразных внутренних пространств происходит переход к пространству около тела, например, вокруг головы и между пальцами руки. (У меня в какой-то момент возникла мысль, что если слово "пространство" в таких упражнениях заменить словом "энергия", тоже получится неплохо )).

Как и в ряде других случаев, этими упражнениями надо заниматься достаточно долго и достаточно регулярно, типа несколько месяцев, в идеале по два раза в день, чтобы научиться расслаблять внимание. К книге даже прилагается CD с двумя такими упражнениями, а вообще их разработано с десяток, если не больше, и у них есть определённый порядок (о чём я узнала на сайте openfocus.com).

Если упражнения таки делать, снижается стресс. Уходят телесные зажимы. А так же, по опыту автора, у людей исчезают вызванные стрессом заболевания. Проходят мигрени, панические атаки, успокаивается раздражённый кишечник, снижается повышенное давление. Ну и тренировка внимания тоже происходит. Хотя потом ещё приходится отдельно учиться тому, чтобы в повседневной жизни не забывать почаще "включать" более размытое или открытое внимание. Поскольку привычки, естественно, никто не отменял. Ещё в процессе занятий могут начать "всплывать" подавленные когда-то давно эмоции. Благо состояние внимания Open Focus даёт этим эмоциям некоторое время побыть и уйти.

На русский язык книга, по-моему, пока что не переведена.
Subscribe

  • я раздумываю о том....

    .... что каждый человек, обособленный и целый сам по себе, уникальный и ценный своей уникальностью, одновременно маленькая, малюсенькая…

  • забавная ассоциация

    с утра, наливая себе кофе, я подумала о том, что недостаточно дать человеку образование, нужно, чтобы он его ещё и получил (взял) тоже, однако в…

  • подумалось,

    что проблема-то вовсе не в том, что нехорошие цыганки, гнусные спамеры и мошенники в телефоне, злостные НЛП-шники, разнокалиберные гуру и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments