Волшебник-Недоучка (eft_student) wrote,
Волшебник-Недоучка
eft_student

Category:

Книжная премудрость - 4.

Книга называется Parent Effectiveness Training (P.E.T.) - Тренинг родительской эффективности (?)
Эффективность достигается в три шага.
Первый - научиться Активному Слушанию. Активное слушание - это услышивание (и принятие!) информации об эмоциях/проблемах человека в его словах. (Наверно, там есть еще нулевой шаг, который заключается в том, чтобы четко разделять, где чья проблема, т.е. где проблема ребенка, а где проблема родителя. Если, к примеру, с ребенком не хочет дружить одноклассник и ребенок расстроен, то проблема ребенка. Если ребенок раскидал игрушки по комнате так, что родителю сложно пройти, проблема у родителя. Активное слушание применяется только в отношении проблем самого ребенка.) Например, если ребенок возвращается с прогулки и сообщает: "Петя опять играл сегодня не со мной, а с Васей! Ненавижу Петю (и Васю тоже)!" То Активное Слушание заключается в том, чтобы принять, что в данный момент ребенок чувствует ненависть к другим детям. При том, что у меня лично первая реакция вовсе даже не принятия, а совсем наоборот, типа попыток отговорить ребеночка от столь сильных чувств.
Если проблема наоборот у родителя, то - второй шаг - родителю следует сообщать о своей проблеме ребенку и своих эмоциях ребенку при помощи Я-сообщений (I-messages), а не при помощи нотаций, советов, указаний, оскорблений, ругани и т.п.
В случае же конфликта интересов, ситуации, когда проблемы ребенка и родителя переплелись, используется третий шаг - "беспроигрышный" (no-lose) метод разрешения конфликта, т.е. такой, который максимально принимает во внимание интересы обеих сторон, каковые интересы предварительно проясняются при помощи Активного Слушания и Я-сообщений. В противоположность традиционным методам, при которых, скажем, в конфликте родители "выигрывают", а ребенок "проигрывает", хотя сегодня бывает и наоборот.
Ну и дальше на основе этих трех шагов в семье выстраиваются нормальные отношения... Нельзя не отметить, что процесс достаточно похож на NVC-шный.

Там по поводу Активного Слушания есть несколько интересных замечаний. Например, то, что принятие эмоций (тех самых, принять которые сложнее всего), подтверждение права человека на те чувства, которые он испытывает, парадоксальным образом позволяет ему НЕ залипать в негативе. Чувства мимолетны и принятие (в отличие от сопротивления) - это как раз то, что дает им возможность уйти и смениться на какие-то другие.

Еще более интересной для меня мыслью оказалась та, что в каждом ребенке (наверно, правильнее сказать, в каждом человеке) изначально заложена способность вполне конструктивно решать свои проблемы. Активное слушание, предоставление ребенку пространства для решения своих проблем, принятие ребенка вместе с его проблемами (в отличие от попыток взрослых перехватить у деточки проблему и быстро-быстро решить ее за него), вера взрослых в способность ребенка справиться самостоятельно, как раз и дают возможность проявиться и развиться этой самой изначальной способности. Собственно говоря, при попытках разрулить конфликт "беспроигрышным" методом тоже включается что-то такое, что и приводит к неожиданным и удачным решениям...

Теперь весь фокус в том, чтобы из состояния, в котором эта вера в эту способность ребенков (или свою собственную) отсутствует - рррраз! - и перепрыгнуть в состояние, в котором она есть...

Книжку пока что не дочитала, так что возможно, что там есть еще всякие умные мысли тоже. И еще когда Гиппенрейтер в своей книге перечисляет способы, которыми НЕ надо общаться с ребенком (а многие как раз только так и общаются), то впечатление такое, что список способов взят из P.E.T., написанной уже более тридцати лет назад. Впрочем, не исключено, что она на эту книжку где-нибудь у себя ссылается.
Subscribe

  • из комментариев

    а вообще идея с присвоением — не присвоением радости интересная ) присваивает ли человек воздух, которым дышит, воду или солнечный свет? они ему…

  • и вдогонку предыдущему, тоже из комментариев

    кстати, с притяжением, оно же тяготение, оно же gravity, в каком-то смысле та же история-то мы же его тоже ни увидеть, ни пощупать, ни понюхать, ни…

  • вынесу-ка я из комментариев

    а то в Процессинге много всего, ищи их там потом свищи >> В материалистическом как раз смыслы находятся довольно просто: строительство…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments